Подземный транспорт горной массы
Шахтный подземный транспорт предназначен для транспортирования угля и породы из очистных и подготовительных забоев до околоствольного двора , материалов и оборудования от околоствольного двора до очистных (подготовительных) забоев и в обратном направлении, людей к месту работы и обратно, закладочных материалов.
Шахтный подземный транспорт подразделяется на основной и вспомогательный.
Основновной подземный транспорт:
- конвейерный;
- локомотивный;
- частично канатный;
- на гидрошахтах – гидравлический.
Вспомогательный подземный транспорт:
- рельсовый;
- монорельсовый;
- канатный;
- самоходные вагонетки.
При выборе транспортных средств необходимо учитывать экономичность и прогрессивность средств транспорта, обеспечивающих необходимую пропускную способность, максимальное сохранение качества угля и безопасные условия труда обслуживающего персонала, однотипность или минимально возможное число применяемых типов транспорта с целью облегчения их эксплуатации и ремонта, высокую надежность транспортных средств.
Выбор типа транспорта зависит от протяженности, площади сечения, углов наклона и искривленности горных выработок, характеристики грузопотоков, систем разработки и подготовки шахтных полей.
Конвейерный транспорт является наиболее прогрессивным. Его достоинства:
- высокие производительность и надежность работы;
- способность транспортирования груза по горизонтальным и наклонным выработкам;
- возможность работы в автоматическом режиме;
- относительно низкие трудоемкость обслуживания и уровень травматизма.
Недостатки конвейерного транспорта:
- малая технологическая гибкость;
- необходимость второй транспортной системы для доставки вспомогательных материалов, оборудования и людей;
- высокие удельные капитальные затраты и эксплуатационные расходы;
- измельчение транспортируемого угля, особенно в местах перегруза.
Конвейеры классифицируются :
- по назначению – на грузовые и грузолюдские;
- по месту установки – на забойные, штрековые , уклонные, бремсберговые;
- по времени работы на одном месте- стационарные, полустационарные и передвижные;
- по конструкции – ленточные, телескопические, скребковые, пластинчатые.
В участковых и магистральных выработках основным видом конвейерного транспорта являются ленточные конвейеры. Для выбора конвейера и его расчета необходимо знать место установки, направление и длину транспортирования, угол наклона выработки, сменную производительность забоя, характеристику транспортируемого материала и угол откоса его на движущейся ленте, плановое время работы конвейера в смену, пылегазовый режим шахты и влажность атмосферы.
Одним из важнейших параметров, характеризующих эксплуатационные свойства, является приемная способность конвейера, показывающая, какую максимальную массу угля
может принять движущаяся лента конвейера. Приемная способность определяется скоростью движения и шириной ленты, углом наклона боковых роликов и конвейера. По согласованию с заводом-изготовителем можно повысить производительность конвейера, увеличивая скорость движения ленты за счет уменьшения передаточного числа редуктора или увеличения частоты вращения двигателя, а также увеличением до 30о угла наклона боковых роликов.
Характеристика использования ленточных конвейеров приведена в таблице.
Марка конвейера | Ширина ленты,мм | Размер кусков, мм | Расстоя-ние
м |
Угол наклона
град. |
Производи-тельность
т/час |
|
угля | породы | |||||
1Л-80, 1ЛТ-80, 2Л-80,
2ЛТ-80, 1ЛБ-80, ЛТП-800 |
800 | 300 | 300 | 1000 | От -3 до +10 | 420 |
1Л-100,1Л100К,1ЛБ100, 1ЛУ100,2Л100У,2ЛТ-100У | 1000 | 500 | 300 | 2000 | От -3 до +18 | 680 |
1ЛУ-120, 2ЛУ-120, 2ЛУ120Б, 2ЛУ-120В | 1200 | 500 | 500 | 1200 | От -3 до +18 | 1500 |