Подготовка этажей на угольной шахте
Подготовка горизонта при его делении на этажи производится следующим образом. От стволов и капитального квершлага (рис. 3.4), как отмечалось выше, проводят откаточный штрек и сооружают нижнюю присмио-отпра-вительную площадку. От нее по восстанию пласта проводят капитальный бремсберг (см. рис. 3.4) с двумя параллельными ходками. Поскольку ходки используются для вспомогательного транспорта, они заканчиваются камерами для лебедок.
От капитального бремсберга в обе стороны проводят этажные откаточные и вентиляционные штреки. В зависимости от
направления отработки этажей в шахтном поле разрезные печи проводят от капитальных ходков на расстоянии 40—50 м при прямом порядке отработки этажа или у границы шахтного поля — при обратном. Если этаж делится на выемочные поля, то до сдачи шахты в эксплуатацию подготовляют первые выемочные поля. Для этого этажные штреки проводят на длину 1000—1500 м, а для обслуживания верхних лав сооружают промежуточные бремсберги, ходки и штреки. Разрезные печи при изображенном на рис. 3.4 расположении выработок проведены около капитальных ходков. В местах пересечения наклонных выработок со штреками оборудуют приемно-отправительные площадки. Подготовка вентиляционного горизонта производится по одной из ранее описанных схем.
К моменту окончания очистных работ в пределах первого выемочного поля должно быть подготовлено второе выемочное поле и т. д. После отработки запасов первого этажа очистные работы переходят на второй этаж, для чего вновь проводят весь комплекс выработок, кроме вентиляционного штрека. В качестве вентиляционного используют бывший откаточный штрек.
При отработке запасов последнего этажа в бремсберговой части шахтного поля заблаговременно подготавливают первый этаж уклонной ступени, для чего проводят на длину этажа капитальный уклон и два ходка. Дальнейшая подготовка этажа осуществляется по ранее описанной схеме.
Проветривание выработок может производиться по различным схемам. Рассмотрим в качестве примера центральную (возвратноточную схему (см. рис. 3.4). По стволу свежая струя воздуха поступает в околоствольный двор, затем через участок квершлага выходит в главный откаточный штрек, в ходок и по нему доходит до этажного откаточного штрека. Здесь воздух разделяется на три потока, два из них поступают в крылья шахтного поля, а третий поднимается вверх для проветривания камер.
Струя воздуха, поступившая на откаточный штрек, разделяется на три части: первая уходит через вентиляционную сбойку в нижнюю лаву, вторая через промежуточный бремсберг и промежуточный штрек поступает в верхнюю лаву, а третья используется для проветривания забоев откаточного штрека. Исходящая струя из нижней лавы через промежуточный вентиляционный штрек и ходок, а из верхней — непосредственно поступает в этажный вентиляционный штрек, а по нему выходит к ходку. По ходку воздух спускается вниз до вентиляционной сбойки, проведенной по пласту полезного ископаемого на горизонте пересечения его скиповым стволом, по которому воздух выходит на поверхность.
Вентилятор установлен вблизи ствола, с которым он соединен специальным каналом. Закрытое со всех сторон надшахтное здание изолирует ствол от окружающей атмосферы, что существенно уменьшает подсос воздуха в канал вентилятора.
Для предотвращения коротких токов струи воздуха и больших утечек в ходке внизу установлены вентиляционные двери. Поскольку ходок оборудован механическими средствами для спуска и подъема людей, вагонетки останавливают выше горизонта откаточного штрека. Поэтому вентиляционные двери не будут служить помехой для транспортных операций. Если бремсберг оборудован ленточным конвейером, то его также используют для выдачи исходящей струи воздуха.
Транспортирование полезного ископаемого на поверхность осуществляется следующим образом. Добытый в нижних очистных забоях уголь поступает непосредственно в этажный откаточный штрек, а из верхних лав доставляется с помощью конвейеров, установленных в промежуточном штреке и бремсберге. По этажным штрекам электровозами уголь в вагонетках транспортируется к капитальному бремсбергу, а по нему ленточными конвейерами спускается в главный штрек, где вновь грузится в вагонетки и по квершлагу и выработкам околоствольного двора доставляется к скиповому стволу.
Для перегрузки угля из вагонеток на ленточный конвейер бремсберга ниже обходной выработки промежуточной приемной площадки сооружают специальный приемный бункер. Дли загрузки угля в вагонетки на главном штреке под бремсбергом (см. узел Б на рис. 3.4) также сооружают специальное загрузочное устройство с бункером.
При длине шахтного поля по простиранию 3—4 км возможна полная конвейеризация доставки угля от забоя до ствола. Однако при конвейерном транспорте, обладающем высокой пропускной способностью, но только в одном направлении, необходимо применение совместно с ним других видов вспомогательного транспорта.
Вскрытие крутонаклонных и крутых пластов, как отмечалось выше, производится вертикальными стволами и этажными квершлагами. Горные выработки, как правило, проветриваются по центральной возвратноточной схеме. Струя свежего воздуха проходит по стволу, выработкам околоствольного двора и откаточному квершлагу, поступает на этажный откаточный штрек, где разделяется на две части: одна часть идет вправо, другая — влево, затем обе части поднимаются вверх, омывая очистные забои. По вентиляционному штреку исходящая струя воздуха поступает в вентиляционный квершлаг и через ствол выходит на поверхность.
Схема транспортирования угля в данном случае очень простая: отбитый в лаве уголь под действием собственного веса спускается в откаточный штрек, здесь он загружается в вагонетки и электровозами по откаточным штрекам и квершлагу подается в околоствольный двор, а затем — по стволам на поверхность.