Подготовка этажей на угольной шахте

Подготовка горизонта при его делении на этажи произво­дится следующим образом. От стволов и капитального квер­шлага (рис. 3.4), как отмечалось выше, проводят откаточный штрек и сооружают нижнюю присмио-отпра-вительную площадку. От нее по восстанию пласта проводят капитальный бремсберг (см. рис. 3.4) с двумя параллельными ходками. Поскольку ходки используются для вспомогательного транспорта, они заканчиваются камерами для лебедок.

От капитального бремсберга в обе стороны проводят этажные откаточные и вентиляционные штреки.   В зависимости от

 

схема подготовки бремсбергового горизонта

направления отработки этажей в шахтном поле разрезные печи проводят от капитальных ходков на расстоянии 40—50 м при прямом порядке отработки этажа или у границы шахтного поля — при обратном. Если этаж делится на выемочные поля, то до сдачи шахты в эксплуатацию подготовляют первые выемочные поля. Для этого этажные штреки проводят на длину 1000—1500 м, а для обслуживания верхних лав сооружают про­межуточные бремсберги, ходки и штреки. Разрезные печи при изображенном на рис. 3.4 расположении выработок проведены около капитальных ходков. В местах пересечения наклонных выработок со штреками оборудуют приемно-отправительные площадки. Подготовка вентиляционного горизонта производится по одной из ранее описанных схем.

К моменту окончания очистных работ в пределах первого выемочного поля должно быть подготовлено второе выемочное поле и т. д. После отработки запасов первого этажа очистные работы переходят на второй этаж, для чего вновь проводят весь комплекс выработок, кроме вентиляционного штрека. В качестве вентиляционного используют бывший откаточный штрек.

При отработке запасов последнего этажа в бремсберговой части шахтного поля заблаговременно подготавливают первый этаж уклонной ступени, для чего проводят на длину этажа капитальный уклон и два ходка. Дальнейшая подготовка этажа осуществляется по ранее описанной схеме.

Проветривание выработок может производиться по различным схемам. Рассмотрим в качестве примера центральную (возвратноточную схему (см. рис. 3.4). По стволу свежая струя воздуха поступает в околоствольный двор, затем через участок квершлага выходит в главный откаточный штрек, в ходок и по нему доходит до этажного откаточного штрека. Здесь воздух разделяется на три потока, два из них поступают в крылья шахтного поля, а третий поднимается вверх для проветривания камер.

Струя воздуха, поступившая на откаточный штрек, разделяется на три части: первая уходит через вентиляционную сбойку в нижнюю лаву, вторая через промежуточный бремсберг и промежуточный штрек поступает в верхнюю лаву, а третья используется для проветривания забоев откаточного штрека. Исходящая струя из нижней лавы через промежуточный венти­ляционный штрек и ходок, а из верхней — непосредственно поступает в этажный вентиляционный штрек, а по нему выходит к ходку. По ходку воздух спускается вниз до вентиляционной сбойки, проведенной по пласту полезного ископаемого на гори­зонте пересечения его скиповым стволом, по которому воздух выходит на поверхность.

Вентилятор установлен вблизи ствола, с которым он соединен специальным каналом. Закрытое со всех сторон надшахтное здание изолирует ствол от окружающей атмосферы, что существенно уменьшает подсос воздуха в канал вентилятора.

Для предотвращения коротких токов струи воздуха и больших утечек в ходке внизу установлены вентиляционные двери. Поскольку ходок оборудован механическими средствами для спуска и подъема людей, вагонетки останавливают выше гори­зонта откаточного штрека. Поэтому вентиляционные двери не будут служить помехой для транспортных операций. Если брем­сберг оборудован ленточным конвейером, то его также используют для выдачи исходящей струи воздуха.

Транспортирование полезного ископаемого на поверхность осуществляется следующим образом. Добытый в нижних очистных забоях уголь поступает непосредственно в этажный отка­точный штрек, а из верхних лав доставляется с помощью кон­вейеров, установленных в промежуточном штреке и бремсберге. По этажным штрекам электровозами уголь в вагонетках транс­портируется к капитальному бремсбергу, а по нему ленточными конвейерами спускается в главный штрек, где вновь грузится в вагонетки и по квершлагу и выработкам околоствольного двора доставляется к скиповому стволу.

Для перегрузки угля из вагонеток на ленточный конвейер бремсберга ниже обходной выработки промежуточной приемной площадки сооружают специальный приемный бункер. Дли загрузки угля в вагонетки на главном штреке под бремсбергом (см. узел Б на рис. 3.4) также сооружают специальное загрузочное устройство с бункером.

При длине шахтного поля по простиранию 3—4 км возможна полная конвейеризация доставки угля от забоя до ствола. Однако при конвейерном транспорте, обладающем высокой пропускной способностью, но только в одном направлении, необходимо применение совместно с ним других видов вспомогатель­ного транспорта.

Вскрытие крутонаклонных и крутых пластов, как отмечалось выше, производится вертикальными стволами и этажными квер­шлагами. Горные выработки, как правило, проветриваются по центральной возвратноточной схеме. Струя свежего воздуха проходит по стволу, выработкам околоствольного двора и откаточному квершлагу, поступает на этажный отка­точный штрек, где разделяется на две части: одна часть идет вправо, другая — влево, затем обе части поднимаются вверх, омывая очистные забои. По вентиляционному штреку исходящая струя воздуха поступает в вентиляционный квершлаг и че­рез ствол выходит на поверхность.

Схема транспортирования угля в данном случае очень про­стая: отбитый в лаве уголь под действием собственного веса спускается в откаточный штрек, здесь он загружается в вагонетки и электровозами по откаточным штрекам и квершлагу подается в околоствольный двор, а затем — по стволам на по­верхность.