Обследование состояния техники безопасности в шахте, руднике, карьере
При обследовании состояния техники безопасности в шахте, руднике, карьере инспектор или бригада, проводящая комплексное обследование, не должны проходить мимо любого обнаруженного нарушения правил безопасности, однако основное внимание должно обращаться на следующие вопросы:
а) по подземным горным работам:
- соблюдение паспортов крепления и управления кровлей и соответствие их горно-геологическим условиям наличие сменного запаса крепежных материалов в очистных забоях;
- состояние горизонтов выпуска в действующих блоках;
- наличие и состояние выходов из очистных забоев и осуществление мер по предупреждению случаев падения людей в выработки;
- соответствие участковых откаточных, вентиляционных и других выработок требованиям правил безопасности;
- соответствие и последовательность выполняемых работ но подготовке и отработке участка, блока проекту;
- соблюдение требований правил безопасности при строительстве шахт и горизонтов и т. д.
В очистных забоях угольных шахт обратить внимание
- на состояние крепи в нишах и сопряжения лавы с горизонтальными выработками;
- на наличие в лавах крутых пластов с потолкоуступной выемкой спасательных ниш для укрытия рабочих на случай завала;
- на состояние и качество крепи рабочего пространства лавы, особенно в местах изгиба конвейера при комбайновой выемке угля в сочетании с изгибающимися конвейерами;
- на правильность установки посадочных стоек в соответствии с паспортом.
При нарушениях паспортов крепления (особенно в части отставания постоянной или отсутствия временной крепи), а также при наличии заколов угля, руды или породы и при поломке стоек работы надо немедленно приостанавливать, рабочих из забоев (кроме рабочих, занятых на ликвидации нарушений) вывести. При обследовании предприятий необходимо обращать внимание на механизацию производственных процессов, внедрение новой техники, повышающей безопасность работ. Кроме того, следует установить наличие и выполнение инструкции по такелажным работам в шахтах, рудниках, а также как решаются вопросы’по устранению длительно действующих нарушений требований правил безопасности.
б) по карьерам:
- соответствие принятому проекту (паспорту) или правилам высоты и углов откоса уступов, размеров берм и площадок, технологических автодорог;
- наличие и состояние заземления электромеханизмов, наличие и состояние ограждений вращающихся частей механизмов;
- достаточность освещения в ночное время;
- состояние и своевременность выполнения работ по дренажу горных работ;
- наличие оползней, достаточность мер по их предупреждению;
- организация буровзрывных работ;
- наличие жилых домов и различных сооружений в опасной зоне взрывных работ;
- состояние отвального хозяйства;
- наличие и правильность установки и содержание лестниц;
- содержание ленточных конвейеров и проходов около них;
- обеспеченность готовыми к выемке запасами;
- состояние и соответствие требованиям правил безопасности экскаваторов, буровых станков, драг, гидравлик, земснарядов, гидромониторов, автотранспорта, воздушных электролиний и пр.;
в) по вентиляции, противопыльному и пылегазовому режиму на подземных работах:
- наличие пылевентиляционной службы и ее укомплектованность кадрами;
- обеспеченность шахты, рудника и участка воздухом; устойчивость и управляемость вентиляционной струи;
- состояние проветривания тупиковых выработок, особенно восстающих, правильность установки вентиляторов местного проветривания (ВМП), состояние проектов на установку ВМП и соответствие их требованиям правил безопасности;
- наличие аппаратуры контроля за поступлением воздуха в подготовительные забои;
- качество изоляции остановленных тупиковых выработок, соблюдение порядка отнесения подготовительных забоев по степени газоопасности и выполнение мероприятий по безопасному их проведению;
- полнота контроля за состоянием рудничной атмосферы;
- наличие и правильность эксплуатации аппаратуры контроля за содержанием метана на исходящих струях лавы (АМТ-3 и др.);
- состояние ВМП;
- проведение депрессионных съемок и принимаемые меры по улучшению проветривания выработок;
- внедрение дегазации и ее эффективность; надежность и правильность схем проветривания, утечки воздуха, скорость движения воздуха, состояние дверей и других вентиляционных устройств;
- борьба с пылеобразованием и работа устройств по борьбе с пылью, регулярность взятия проб и анализов воздуха, наличие контрольно-измерительной аппаратуры (анемометры, секундомеры, газоопределители, барометры, психрометры, пылемеры).
В случае, если у горнотехнического инспектора возникают какие-либо сомнения о количестве поступающего воздуха в шахту или отдельные забои участка, достаточности скорости движения воздуха, качественном его составе, необходимо потребовать от вентиляционного надзора набрать пробы для анализов и провести в своем присутствии контрольные проверки и замеры. Контрольные замеры рекмендуется также производить лично участковому инспектору;
г) по буровзрывным работам на шахте (руднике):
- правильность расположения скважин, шпуров и зарядов, соответствие их паспорту буровзрывных работ, проекту и требованиям правил безопасности;
- соблюдение правил безопасности при заряжании и взрывании шпуров и скважин, а также зарядов при вторичном дроблении;
- соблюдение инструкции при производстве массовых взрывов, порядок выставления постов, пути отхода рабочих при взрывании, время проветривания забоя после взрывных работ, порядок осмотра забоя и допуска рабочих в забой после взрывания (особенно при проходке восстающих выработок);
- наличие средств дистанционного контроля качественного состава воздуха в забоях восстающих и других тупиковых выработок.
Кроме того, на угольных шахтах:
- обратить внимание на соответствие применяемых ВВ в забоях выработок газовых шахт требованиям «ЕПБ при взрывных работах»;
- соблюдение порядка ведения взрывных работ в тупиковых забоях, из которых исходящая струя поступает в очистные забои;
- принимаемые меры по переводу забоев на проведение их при помощи комбайнов, отбойных молотков, средств беспламенного взрывания;
- порядок взрывания зарядов в подготовительных забоях по углю и породе; применение водораспылительных завес из полиэтиленовых мешков, водяной забойки шпуров, пены и других мер безопасности.
По карьерам: на соблюдение инструкции по производству массовых взрывов, на соблюдение паспортов буровзрывных работ при мелкошпуровом взрывании и накладных зарядов, соответствие состояния хранилищ складов ВМ, учета, хранения и выдачи ВМ требованиям правил безопасности при взрывных работах; наличие прав у персонала, допущенного к руководству и производству взрывных работ, правильность транспортирования ВМ;
д) при проверке электромеханического хозяйства:
- состояние защитных заземлений;
- ограждений движущихся частей механизмов;
- соответствие электрооборудования;
- кабельной сети и электрической защиты правилам безопасности;
- наличие контрольно-измерительной аппаратуры (приборы для измерения сопротивления шахтных заземлений, для измерения сопротивления изоляции кабелей;
- индикаторы напряжения, искатели повреждения кабелей), наличие и надежность работы реле утечки тока;
е) по внутришахтному транспорту:
- наличие схем откатки и установленного порядка работы транспорта,
- состояние крепи в откаточных выработках,
- свободных незагроможденных проходов для людей,
- уклоны и радиусы закругления путей,
- состояние путей (рельсов, шпал и балласта),
- состояние контактной сети (высота подвески, ограждение участков контактной сети в местах погрузки руды),
- освещение выработок,
- состояние электровозов,
- наличие такелажных приспособлений, инструмента,
- состояние подвижного состава (наличие буферов, исправных сцепок),
- знание и выполнение персоналом (особенно машинистами электровозов) правил движения,
- наличие и исправность упорных вилок при концевой откатке и ловителей — при бесконечной откатке, наличие стопоров и барьеров на приемных площадках в подготовительных выработках и на откатке,
- наличие и исправность устройств сигнализации,
- соответствие профилей пути предусмотренным в проектах, наличие и исправность защиты от токов короткого замыкания в шахтных тяговых сетях электровозной откатки, внедрение СЦБ и дистанционного Управления стрелочными переводами, механизацию обмена вагонеток на клетьевых подъемных установках и соответствие ее правилам безопасности, обеспеченность механизированной доставки людей к местам работ; принимаемые меры по ликвидации подъемов с гаражированием, состояние электровозных гаражей и обеспеченность их необходимыми приборами;
ж) по карьерному транспорту:
- состояние железнодорожных путей, сигнализации, переездов,
- соответствие плана и профиля автодорог действующим нормам и техническим условиям,
- организацию движения автотранспорта,
- наличие дорожных знаков в карьерах,
- наличие средств борьбы с запыленностью и загазованностью рабочих мест;
- оборудование автомашин нейтрализаторами отработавших газов, правильность допуска к работе работников железнодорожного транспорта.
При проверке состояния подвижного состава необходимо установить: наличие на электровозах широкой колеи блокировки, исключающей вход в высоковольтную камеру и выход на крышу электровоза при неотключенном пантографе, изолирующих штанг для разъединителей и испытанных индивидуальных средств защиты (перчатки, боты, коврики), наличие исправного инструмента и испытанных подъемных механизмов (домкраты, тали, стопорные башмаки), исправность запоров бортов и люков транспортных средств, исправность опрокидывающих устройств и думпкаров, наличие переносных лестниц, отвечающих требованиям правил безопасности;
з) необходимо выборочно проверять знание правил безопасности при производстве работ рабочими, управляющими механизмами. Кроме того, необходимо проверять наличие у работников, не имеющих специального образования и занимающих инженерно-технические должности, прав ответственного ведения горных работ, а у рабочих — прав на обслуживание механизмов и производство работ (если таковые полагается иметь). При отсутствии необходимых документов или незнании рабочими правил их отстраняют от производства работ в установленном порядке, а лиц, допустивших их к работе, наказывают;
и) при обследовании участков надо обязательно проверять: состояние противопожарных водоемов и исправность противопожарного водопровода и огнетушителей, состояние противопожарных складов, наличие вагонеток с противопожарными материалами, обеспеченность самоспасателями и т. д., а также соответствие планов ликвидации аварий действительному состоянию в шахте, руднике;
к) по строящимся и реконструируемым шахтам и рудникам необходимо проверить:
- на нулевой площадке: надежность металлического ограждения и перекрытия нулевой рамы над стволом, перекрытий и уплотнений проемов, предназначенных для пропуска бадей, исправность направляющих рамок, наличие средств пожаротушения, таблиц — сигналов для спуско-подъемных операций;
- в здании подъемной машины: наличие и исправность предохранительной и защитной аппаратуры, тормозной системы, барабанов, крепление канатов, защиту, зажигание на табло лампочек при подходе бадьи к полку и нулевой раме за 15—20 м, автоматическую подачу сигналов на открывание ляд при приближении бадьи к нулевой раме или исправность действия сигнализации, указывающей положение ляд;
- на проходческих лебедках: состояние тормозных устройств, правильность навивки канатов на барабанах, состояние фундамента и анкерного крепления, смазку шарнирных соединений и уровень масла в редукторе, исправность блокировочных и защитных устройств, исключающих пуск электродвигателя в направлении спуска груза при включенном предохранительном тормозе и храповичном останове;
- у прицепных устройств: конструкцию и способ их подвески в соответствии с проектом, срок службы, качественное присоединение устройств к подъемным канатам;
- у направляющих канатов: правильность крепления направляющих канатов к натяжной раме или подвесному полку, надежность системы сигнализации и средств оповещения работающих в шахте (стволе) на случай аварии; наличие необходимых зазоров между бадьями, трубопроводами и другим оборудованием в стволе;
- на подвесном полке: наличие раструбов или решеток на проемах для пропуска бадей, раструбов на проемах для пропуска труб, крышек на проемах для светильников, откидных щитов на зазорах между полком и стенками ствола и др.; наличие предохранительного козырька для рабочего полкового, контролирующего пропуск бадей через полок;
- состояние лебедок и спасательной лестницы.
При проверке ведения буровзрывных работ основное внимание надо обратить на правильность составления и выполнения паспортов буровзрывных работ, знание этих паспортов взрывниками и проходчиками, соблюдение требований правил безопасности и пылеподавления в забоях,пересекающих пласты, опасные по газу и пыли.
При пересечении забоем ствола пластов угля, опасных по внезапным выбро- сам угля и газа, необходимо проверить проект, а также утвержденные мероприятия, предусматривающие организацию работ по безопасному вскрытию пласта.