Подземный транспорт горной массы

Шахтный подземный транспорт предназначен для транспортирования угля и породы из очистных и подготовительных забоев до околоствольного двора , материалов и оборудования от околоствольного двора до очистных (подготовительных) забоев и в обратном направлении, людей к месту работы и обратно, закладочных материалов.

Шахтный подземный транспорт подразделяется на основной и вспомогательный.

Основновной подземный транспорт:

  • конвейерный;
  • локомотивный;
  • частично канатный;
  • на гидрошахтах – гидравлический.

Вспомогательный  подземный транспорт:

  • рельсовый;
  • монорельсовый;
  • канатный;
  • самоходные вагонетки.

При выборе транспортных средств необходимо учитывать экономичность и прогрессивность средств транспорта, обеспечивающих необходимую пропускную способность, максимальное сохранение качества угля и безопасные условия труда обслуживающего персонала, однотипность или минимально возможное число применяемых типов транспорта с целью облегчения их эксплуатации и ремонта, высокую надежность транспортных средств.

Выбор типа транспорта зависит от протяженности, площади сечения, углов наклона и искривленности горных выработок, характеристики грузопотоков, систем разработки и подготовки шахтных полей.

Конвейерный транспорт является наиболее прогрессивным. Его достоинства:

  • высокие производительность и надежность работы;
  • способность транспортирования груза по горизонтальным и наклонным выработкам;
  • возможность работы в автоматическом режиме;
  • относительно низкие трудоемкость обслуживания и уровень травматизма.

Недостатки конвейерного транспорта:

  • малая технологическая гибкость;
  • необходимость второй транспортной системы для доставки вспомогательных материалов, оборудования и людей;
  • высокие удельные капитальные затраты и эксплуатационные расходы;
  • измельчение транспортируемого угля, особенно в местах перегруза.

Конвейеры классифицируются :

  • по назначению – на грузовые и грузолюдские;
  • по месту установки – на забойные, штрековые , уклонные, бремсберговые;
  • по времени работы на одном месте- стационарные, полустационарные и передвижные;
  • по конструкции – ленточные, телескопические, скребковые, пластинчатые.

В участковых и магистральных выработках основным видом конвейерного транспорта являются ленточные конвейеры. Для  выбора конвейера и его расчета необходимо знать место установки, направление и длину транспортирования, угол наклона выработки, сменную производительность забоя, характеристику транспортируемого материала и угол откоса его на движущейся ленте, плановое время работы конвейера в смену, пылегазовый режим шахты и влажность атмосферы.

Одним из важнейших параметров, характеризующих эксплуатационные свойства, является приемная способность конвейера, показывающая, какую максимальную массу угля

может принять движущаяся лента конвейера. Приемная способность определяется скоростью движения и шириной ленты, углом наклона боковых роликов и конвейера. По согласованию с заводом-изготовителем можно повысить производительность конвейера, увеличивая скорость движения ленты за счет уменьшения передаточного числа редуктора или увеличения частоты вращения двигателя, а также увеличением до 30о угла наклона боковых роликов.

Характеристика  использования ленточных конвейеров приведена в таблице.

Марка конвейера Ширина ленты,мм Размер кусков, мм Расстоя-ние

м

Угол наклона

град.

Производи-тельность

т/час

угля породы
1Л-80, 1ЛТ-80, 2Л-80,

2ЛТ-80, 1ЛБ-80, ЛТП-800

800 300 300 1000 От -3 до +10 420
1Л-100,1Л100К,1ЛБ100, 1ЛУ100,2Л100У,2ЛТ-100У 1000 500 300 2000 От -3 до +18 680
1ЛУ-120, 2ЛУ-120, 2ЛУ120Б, 2ЛУ-120В 1200 500 500 1200 От -3 до +18 1500