Локомотивный транспорт в угольной шахте
Локомотивный транспорт служит для перевозки основного и вспомогательного грузопотоков , людей и производства маневровых работ. Областью применения его являются выработки с уклоном до 0.005%, а при выполнении специальных мероприятий – с уклоном до 0.05%. В отечественной угольной промышленности применяются аккумуляторные и контактные электровозы постоянного тока, инерционные локомотивы – гировозы и дизелевозы.
Преимущества локомотивного транспорта:
- многофункциональность, практически неограниченная производительность, зависящая от числа локомотивов;
- высокая экономичность;
- маневренность;
- возможность раздельного и бесперегрузочного транспортирования по разветвленной трассе практически на неограниченные расстояния.
К недостаткам относятся:
- цикличность;
- зависимость производительности от уровня организации производства;
- ограниченность применения по углам наклона;
- затруднение в обеспечении безопасности работы при затяжных уклонах пути;
- наличие сложного аккумуляторного хозяйства .
Основными причинами травматизма при локомотивной откатке являются:
- ручная сцепка и расцепка вагонеток при движении состава;
- прицепка непосредственно к локомотиву платформ, груженых материалами и оборудованием, а также вагонеток с лесом, выступающим за верхний габарит кузова;
- перевод стрелки машинистом и выход его из кабины при движущемся электровозе; управление электровозом при нахождении машиниста вне кабины;
- езда посторонних лиц на электровозах и вагонетках;
- передача управления электровозом лицам, не имеющим на это права;
- превышение машинистами допустимой скорости движения составов;
- нарушение правил вождения электровозов и т.д.
Локомотив во время движения должен находиться в голове состава ( исключение -маневровые операции на участке протяженностью не более 300мм при скорости движения до 2 м/с). Разрешается заталкивать состав вагонеток к забою при проведении однопутевых подготовительных выработок на расстояние не более 400м.
Запрещается работа на локомотивах при:
- неисправности буферов, сцепных устройств, тормозов, песочниц, фар, сигнальных устройств;
- нарушениях взрывобезопасности оборудования;
- изношенных более чем на 2/3 толщины колодках и прокате бандажей более 10мм;
- снятой крышке батарейного ящика аккумуляторного электровоза или неисправном ее блокировочном устройстве.