Проведение горных выработок породопогрузочной машиной

Разрушение массива пород на БВР,установка  временной крепи  выполняются согласно соответствующих стандартов предприятияСТП-СУОТ-4.4.5-01/Техн-01-СТП-013, СТП-СУОТ-4.4.5-01/Техн-01-СТП-006.

Машина 1ПНБ-2 предназначена  для  погрузки горной массы кусковатостью до 400 мм с f < 6 в выработке с минимальными размерами 2,5 х 1,8 м и углом наклона ± 10º.

Машина 2ПНБ-2 предназначена  для  погрузки горной массы кусковатостью до 500 мм с f <12 в выработке с минимальными размерами 3,0 х 1,8 м и углом наклона ± 10º.

Погрузку горной массы в транспортные средства должны производить двое рабочих: машинист и помощник.

Перед началом погрузки:

  • Хвостовая секция конвейера должна находиться на уровне погрузки в транспортные средства, а погрузочный стол должен быть опущен до уровня почвы;
  • Необходимо подать предупредительный сигнал;
  • Должна быть включена оросительная система машины.

Негабариты необходимо разбивать при остановленной машине кувалдой или отбойным молотком, находясь в закрепленном пространстве.

Допускается прокладка кабеля машины по почве на расстоянии до 30 м от забоя.

Погрузка горной массы производится породопогрузочной машиной (1ПНБ-2, 2ПНБ-2(Б)) в вагоны или на скребковый конвейер. При отгрузке горной массы в вагоны порожние сосуды подаются двумя проходчиками вручную под стрелу машины (в выработках исключающих самокатное движение вагонов).

Под колеса вагонетки с противоположных сторон необходимо подкладывать тормозные башмаки.

При применении породопогрузочной машины 2ПНБ-2Б для погрузки горной массы, манипулятор машины должен находится в сложенном состоянии и быть застопорен.

При погрузке горной массы машинист должен находиться со стороны свободного прохода у пульта управления и при работе машины должен постоянно обеспечивать свободный проход между крепью и машиной не менее 700 мм на высоте 1,8 м. Помощник машиниста находится в 5м от места перегрузки горной массы на конвейер (в  вагон) и следит за погрузкой, поправляет силовой кабель, питающий породопогрузочную машину.

Отгрузка горной массы породопогрузочной машиной ведется сначала с одной стороны выработки, после чего машина перегоняется на другую сторону выработки.

К управлению машиной допускаются лица, прошедшие специальное обучение.

Рабочее место должно быть оснащено следующим инструментом и приспособлениями: штанга для оборки угля и породы, лопаты, лом, кувалда, обушок, инструмент для обслуживания погрузочной машины и настилки пути, секция временного пути.

Технологический процесс состоит из следующих операций:

  • подготовительные;
  • погрузка горной массы;
  • заключительные.

Подготовительные операции

  • Поднести инструмент и приспособления к месту работы;
  • Привести рабочее место в безопасное состояние;
  • Обобрать кровлю и бока выработки от отслоившихся кусков угля и породы;
  • Установит предохранительную крепь;
  • Выполнить сменное техническое обслуживание машины;

Погрузка горной массы

  • Подать звуковой сигнал и включить систему орошения;
  • Осуществлять при движении машины к забою, погрузку разбросанной горной массы в транспортные средства;
  • По мере погрузки горной массы в вагонетки необходимо укладывать временный путь;

Заключительные операции

  • Отогнать машину и вагонетки на расстояние, необходимое для выполнения последующих работ
  • Отключить и заблокировать пускатель, рассоединить штепсельный разъем;
  • Отнести инструмент и приспособления на место постоянного хранения.

Методы контроля проводятся визуально – состояние постоянной и предохранительной крепи, токоподводящего кабеля, машина, осмотр горной массы и забоя с целью обнаружения невзорвавшихся ВМ.

Требования безопасности при проведении горных выработок породопогрузочной машиной:

  • перед каждым включением машины машинист обязан предупредить всех лиц, находящихся непосредственно в забое и около машины сигнализацией, предусмотренной конструкцией машины;
  • ЗАПРЕЩАЕТСЯ  присутствие людей в зоне действия нагребающей части машины и производство любых работ в непосредственной близости от нагребающей части;
  • оборка забоя, восстановление и установка временной или постоянной крепи, наращивание вент. труб, водоотлива, кабелей и пр. допускается при отключенной машине;
  • ЗАПРЕЩАЕТСЯ  производить ремонт, профилактический осмотр, смазку во время работы. При указанных операциях машина должна быть отключена, ее пускатель заблокирован;
  • НЕ ДОПУСКАЕТСЯ   работа машины без орошения и при неисправной фаре;
  • во время работы машины ЗАПРЕЩАЕТСЯ чистка ее от породной мелочи и заклинившихся кусков породы. При указанных операциях машина должна быть остановлена, заблокирована, отключена;
  • ЗАПРЕЩАЕТСЯ  работать с неисправным электрооборудованием, поврежденным кабелем, неисправным заземлением;
  • ЗАПРЕЩАЕТСЯ  проведение работ по обслуживанию  гидросистемы (подтяжка штуцеров, подтяжка или замена трубопроводов и т.д.) при поднятом конвейере и нагребающей части. Перед началом вышеуказанных работ нагребающую часть и конвейер необходимо опустить на надежную опору.
  • ЗАПРЕЩАЕТСЯ погрузка горной массы:
    • При нарушенной постоянной и отсутствии предохранительной крепи;
    • При отсутствии или некачественном креплении головок конвейера;
    • Без подачи звукового сигнала перед  включением машины.
  • При наклонном положении машины в поперечном сечении выработки машинист должен управлять машиной , находясь со стороны приподнятой части.
  • При подкатке  (откатке) вагонетки вручную, запрещается идти впереди нее, а также ехать на ней.
  • При зачистке горной массы вручную с боков выработки, в зоне действия рабочего органа, машина должна быть остановлена. Аварийная кнопка «СТОП» заблокирована.
  • При управлении машиной в стесненных условиях машинист должен следить, чтобы не прижать себя к крепи выработки и, при необходимости, переходить для управления на другую сторону машины. Расстояние от крепи выработки до машины на высоте 1,8 м. со стороны управления должно быть не менее 1 м. Машинист, управляя машиной должен находится на почве выработки.
  • При маневровых переездах или повороте конвейера машинист должен предупредить окружающих, а помощник – следить за питающим кабелем, чтобы не повредить его и не допускать нахождения людей в зоне движения машины.