Маркшейдерский контроль при возведении башенных копров
Башенные копры сооружаются двух видов:
- со стальным каркасом
- в скользящей опалубке.
Разбивочные работы, выполняемые при сооружении башенных копров со стальным каркасом, заключаются, главным образом, в разбивке осей колонн первого и последующего ярусов каркаса.
Контроль установки колонн в отвесное положение выполняется с помощью двух теодолитов, устанавливаемых на взаимно перпендикулярных осях колонн. По каждому теодолиту при двух положениях трубы проектируются верхние осевые риски колонны на ее основание. После монтажа каждого яруса каркаса вычерчивают в вертикальной проекции схемы рядов колонн в плоскостях, параллельных обеим осям ствола.
При сооружении башенных копров из монолитного железобетона в передвижной опалубке маркшейдер проверяет размеры, форму и положение опалубки, собираемой на фундаменте копра. После возведения стен на высоту до 2 м оси ствола закрепляют скобами с наружной и внутренней сторон копра. В дальнейшем положение опалубки контролируется прибором вертикального визирования, чаще всего автоматическим зенит-прибором PZL, выпускаемым Народным предприятием «Карл Цейс Йена» (ГДР).
Зенит-прибором наблюдаются визирные марки (рис. 89), укрепленные на опалубке и представляющие собой сетку квадратов, вычерченную на прозрачном материале или отпечатанную на триацетатной фотопленке. Марки крепятся к деревянным прогонам, поддерживающим рабочий пол опалубки.
Материалы контроля (положение опалубки) оформляются в виде схемы совмещенных сечений копра, построенных через 2—4 м, что позволяет контролировать положения стен копра и своевременно готовить мероприятия по предотвращению дальнейших деформаций и отклонений опалубки.