Этапы разработки полезных ископаемых

В угольной отрасли, при разработке угольных месторождений предметом труда является полезное ископаемое. Разрабатывая полезные ископаемые главным предметом труда являются – угольные пласты, а главной потребительной стоимостью — угольная продукция. Десять пятилеток в области добычи угля преобразовали труд шахтеров. Значительно выросла энерговооруженность труда, родилась новая высокопроизводительная технология на угольных предприятиях. В развитии современной технологии отмечаются четыре периода:

  • первый (1930—1940 гг.) — буровзрывная выемка с механизированной зарубкой;
  • второй (1945—1965 гг.) – широкозахватная выемка комбайнами с индивидуальной металлической крепью;
  • третий (1955—1970 гг.) – узкозахватная выемка комбайнами, и стругами с индивидуальной металлической крепью;
  • четвертый (1961—1980 гг. и далее) – комплексно-механизированная выемка комбайнами и стругами с гидрофицированной металлической крепью.

Развитие угольной отрасли способствовало разработке угольных месторождений и совершенстованию технологии вскрытия угольных пластов, все это базировалась на широком использовании научно-технических достижениях. Большое значение для развития горной науки имели труды Б. И. Бокия и М. М. Протодьяконова, которые получили развитие в работах Л. Д. Шевякова, В. В. Ржевского, А. С. Бурчакова, М. И. Устинова и др. Развитие комплексной механизации и горной механики связано с именами А. М. Терпигорева, А. П. Германа, A. С. Ильичева, А. В. Докукина, А. В. Топчиева, А. Д. Гридина, В. Н. Хорша, С. X. Клорикьяна и др.

Основоположником рудничной вентиляции шахт явился А. А. Скочинский. В области механизации добычи полезных ископаемых большие работы проведены Г: И. Маньковским, Н. М. Покровским, Д. И. Малиовановым и др. Советские ученые и инженеры являются пионерами в, создании щитовой системы разработки (Н. А. Чинакал), первых угольных комбайнов для добыча (А. И. Бахмутский), проходческого комбайна (П. А. Чихачев), механизированного щита (И. А. Журавлев), технологии гидравлической добычи угля (В. С. Мучник).

Как было упомянуто выше развитие угольной отрасли базировалось на технологической модернизации угольных предприятий, новыми способами вскрытия и классификации угольных месторождений, другими словами технологии добычи угля. Под технологией добычи угля принято понимать: очистные работы (добывание), транспортирование добытой угольной продукции, её обогащение и отгрузка. Под очистными работами будем понимать процессы выемки, погрузки и транспортирования горной массы в очистном забое.

Во все времена основными путями увеличения добычи угольной продукции и повышения эффективности производства являются: развитие наиболее экономичного открытого способа добычи горной массы. Совершенствование горной техники и технологии разработки угольных месторождений подземным способом, сосредоточение первоочередных работ по реконструкции и модернизации на предприятиях угольной отрасли, обеспечивает наибольший рост объемов добычи полезных ископаемых, что безусловно влияет на значительное повышение производительности труда и улучшение других технико-экономических показателей.

Из приоритетных направлений уже внедренных в производство можно выделить применение механизированных комплексов, что в разы повышает производительность труда по сравнению с узкозахватной комбайновой выемкой и буровзрывной выемкой и механизированной зарубкой врубовыми машинами. Не маловажное значение для увеличения добычи полезных ископаемых имеет совершенствование способов подготовки шахтных полей, в части применения погоризонтного способа подготовки пластов с выемкой их по падению или восстанию при углах падения до 10°, панельного способа подготовки пластов с углом падения 11—35° с выемкой их по простиранию, этажного способа подготовки пластов с углом падения свыше 35°.

Также необходимо отметить необходимость развития подземного транспорта, что в свою очередь предполагает увеличение пропускной способности транспортных звеньев, повышение надежности, транспортных средств и уменьшение трудоемкости их обслуживания. Данное развитие, может быть достигнуто путем применения рациональных схем транспорта на базе прогрессивных схем вскрытия и подготовки новых горизонтов, упрощения действующих схем транспорта и сокращения многозвености конвейерного транспорта; применения бункеров на стыках звеньев транспорта, расширения конвейеризации, механизации вспомогательного транспорта погрузочно-разгрузочных работ, а также перевооружения локомотивного транспорта на базе применения тяжелых локомотивов и вагонеток большой ёмкости.

Повышение технико-экономических показателей угольных предприятий, необходимость решения важнейшей социальной проблемы, освобождения шахтеров от тяжелого труда в подземных условиях – вот те задачи, которые необходимо решать в дальнейшем и технологически перевооружать угольную отрасль.