Обследование состояния техники безопасности в шахте, руднике, карьере

При обследовании состояния техники безопасности в шахте, руднике, карьере инспектор или бригада, проводящая комплексное обследование, не должны про­ходить мимо любого обнаруженного нарушения правил безопасности, однако основное внимание должно обращаться на следующие вопросы:

а)  по подземным горным работам:

  • соблюдение паспортов крепления и управ­ления кровлей и соответствие их горно-геологическим условиям наличие смен­ного запаса крепежных материалов в очистных забоях;
  • состояние горизонтов выпуска в действующих блоках;
  • наличие и состояние выходов из очистных забоев и осуществление мер по предупреждению случаев падения людей в выработки;
  • соответствие участковых откаточных, вентиляционных и других выработок требованиям правил безопасности;
  • соответствие и последовательность выпол­няемых работ но подготовке и отработке участка, блока проекту;
  • соблюдение требований правил безопасности при строительстве шахт и горизонтов и т. д.

В очистных забоях угольных шахт обратить внимание

  • на состояние крепи в нишах и сопряжения лавы с горизонтальными выработками;
  • на наличие в лавах крутых пластов с потолкоуступной выемкой спасательных ниш для укрытия рабочих на случай завала;
  • на состояние и качество крепи рабочего пространства лавы, особенно в местах изгиба конвейера при комбайновой выемке угля в сочетании с изгибающимися конвейерами;
  • на правильность установки посадочных стоек в соответствии с паспортом.

При нарушениях паспортов крепления (особенно в части отставания постоянной или отсутствия временной крепи), а также при наличии заколов угля, руды или породы и при поломке стоек работы надо не­медленно приостанавливать, рабочих из забоев (кроме рабочих, занятых на ликви­дации нарушений) вывести. При обследовании предприятий необходимо обра­щать внимание на механизацию производственных процессов, внедрение новой техники, повышающей безопасность работ. Кроме того, следует установить на­личие и выполнение инструкции по такелажным работам в шахтах, рудниках, а также как решаются вопросы’по устранению длительно действующих нарушений требований правил безопасности.

б) по карьерам:

  • соответствие принятому проекту (паспорту) или правилам высоты и углов откоса уступов, размеров берм и площадок, технологических автодорог;
  • наличие и состояние заземления электромеханизмов, наличие и состоя­ние ограждений вращающихся частей механизмов;
  • достаточность освещения в ноч­ное время;
  • состояние и своевременность выполнения работ по дренажу горных работ;
  • наличие оползней, достаточность мер по их предупреждению;
  • организация буровзрывных работ;
  • наличие жилых домов и различных сооружений в опасной зоне взрывных работ;
  • состояние отвального хозяйства;
  • наличие и правильность установки и содержание лестниц;
  • содержание ленточных конвейеров и проходов около них;
  • обеспеченность готовыми к выемке запасами;
  • состояние и соответ­ствие требованиям правил безопасности экскаваторов, буровых станков, драг, гидравлик, земснарядов, гидромониторов, автотранспорта, воздушных электро­линий и пр.;

в)  по вентиляции, противопыльному и пылегазовому режиму на подземных работах:

  • наличие пылевентиляционной службы и ее укомплектованность кадрами;
  • обеспеченность шахты, рудника и участка воздухом; устойчивость и управляе­мость вентиляционной струи;
  • состояние проветривания тупиковых выработок, особенно восстающих, правильность установки вентиляторов местного про­ветривания (ВМП), состояние проектов на установку ВМП и соответствие их требованиям правил безопасности;
  • наличие аппаратуры контроля за поступле­нием воздуха в подготовительные забои;
  • качество изоляции остановленных тупи­ковых выработок, соблюдение порядка отнесения подготовительных забоев по степени газоопасности и выполнение мероприятий по безопасному их проведению;
  • полнота контроля за состоянием рудничной атмосферы;
  • наличие и правильность эксплуатации аппаратуры контроля за содержанием метана на исходящих струях лавы (АМТ-3 и др.);
  • состояние ВМП;
  • проведение депрессионных съемок и прини­маемые меры по улучшению проветривания выработок;
  • внедрение дегазации и ее эффективность; надежность и правильность схем проветривания, утечки воздуха, скорость движения воздуха, состояние дверей и других вентиляционных устройств;
  • борьба с пылеобразованием и работа устройств по борьбе с пылью, регулярность взятия проб и анализов воздуха, наличие контрольно-измерительной аппаратуры (анемометры, секундомеры, газоопределители, барометры, психрометры, пылемеры).

В случае, если у горнотехнического инспектора возникают какие-либо сомне­ния о количестве поступающего воздуха в шахту или отдельные забои участка, достаточности скорости движения воздуха, качественном его составе, необходимо потребовать от вентиляционного надзора набрать пробы для анализов и провести в своем присутствии контрольные проверки и замеры. Контрольные замеры рекмендуется также производить лично участковому инспектору;

г)  по буровзрывным работам на шахте (руднике):

  • правильность расположе­ния скважин, шпуров и зарядов, соответствие их паспорту буровзрывных работ, проекту и требованиям правил безопасности;
  • соблюдение правил безопасности при заряжании и взрывании шпуров и скважин, а также зарядов при вторичном дроблении;
  • соблюдение инструкции при производстве массовых взрывов, порядок выставления постов, пути отхода рабочих при взрывании, время проветривания забоя после взрывных работ, порядок осмотра забоя и допуска рабочих в забой после взрывания (особенно при проходке восстающих выработок);
  • наличие средств дистанционного контроля качественного состава воздуха в забоях восстающих и других тупиковых выработок.

Кроме того, на угольных шахтах:

  • обратить вни­мание на соответствие применяемых ВВ в забоях выработок газовых шахт требо­ваниям «ЕПБ при взрывных работах»;
  • соблюдение порядка ведения взрывных работ в тупиковых забоях, из которых исходящая струя поступает в очистные забои;
  • принимаемые меры по переводу забоев на проведение их при помощи комбайнов, отбойных молотков, средств беспламенного взрывания;
  • порядок взрывания зарядов в подготовительных забоях по углю и породе; применение водораспылительных завес из полиэтиленовых мешков, водяной забойки шпуров, пены и других мер безопасности.

По карьерам: на соблюдение инструкции по производству массовых взрывов, на соблюдение паспортов буровзрывных работ при мелкошпуровом взрывании и накладных зарядов, соответствие состояния хранилищ складов ВМ, учета, хранения и выдачи ВМ требованиям правил безопасности при взрывных работах; наличие прав у персонала, допущенного к руководству и производству взрывных работ, правильность транспортирования ВМ;

д)  при проверке электромеханического хозяйства:

  • состояние защитных за­землений;
  • ограждений движущихся частей механизмов;
  • соответствие электро­оборудования;
  • кабельной сети и электрической защиты правилам безопасности;
  • наличие контрольно-измерительной аппаратуры (приборы для измерения сопро­тивления шахтных заземлений, для измерения сопротивления изоляции кабелей;
  • индикаторы напряжения, искатели повреждения кабелей), наличие и надежность работы реле утечки тока;

е)  по внутришахтному транспорту:

  • наличие схем откатки и установленного порядка работы транспорта,
  • состояние крепи в откаточных выработках,
  • свобод­ных незагроможденных проходов для людей,
  • уклоны и радиусы закругления пу­тей,
  • состояние путей (рельсов, шпал и балласта),
  • состояние контактной сети (вы­сота подвески, ограждение участков контактной сети в местах погрузки руды),
  • освещение выработок,
  • состояние электровозов,
  • наличие такелажных приспособ­лений, инструмента,
  • состояние подвижного состава (наличие буферов, исправных сцепок),
  • знание и выполнение персоналом (особенно машинистами электровозов) правил движения,
  • наличие и исправность упорных вилок при концевой откатке и ловителей — при бесконечной откатке, наличие стопоров и барьеров на прием­ных площадках в подготовительных выработках и на откатке,
  • наличие и исправ­ность устройств сигнализации,
  • соответствие профилей пути предусмотренным в проектах, наличие и исправность защиты от токов короткого замыкания в шахт­ных тяговых сетях электровозной откатки, внедрение СЦБ и дистанционного Управления стрелочными переводами, механизацию обмена вагонеток на клетьевых подъемных установках и соответствие ее правилам безопасности, обеспечен­ность механизированной доставки людей к местам работ; принимаемые меры по ликвидации подъемов с гаражированием, состояние электровозных гаражей и обеспеченность их необходимыми приборами;

 

ж)  по карьерному транспорту:

  • состояние железнодорожных путей, сигна­лизации, переездов,
  • соответствие плана и профиля автодорог действующим нор­мам и техническим условиям,
  • организацию движения автотранспорта,
  • наличие дорожных знаков в карьерах,
  • наличие средств борьбы с запыленностью и зага­зованностью рабочих мест;
  • оборудование автомашин нейтрализаторами отрабо­тавших газов, правильность допуска к работе работников железнодорожного транспорта.

При проверке состояния подвижного состава необходимо установить: наличие на электровозах широкой колеи блокировки, исключающей вход в вы­соковольтную камеру и выход на крышу электровоза при неотключенном пан­тографе, изолирующих штанг для разъединителей и испытанных индивидуальных средств защиты (перчатки, боты, коврики), наличие исправного инструмента и ис­пытанных подъемных механизмов (домкраты, тали, стопорные башмаки), исправность запоров бортов и люков транспортных средств, исправность опро­кидывающих устройств и думпкаров, наличие переносных лестниц, отвечающих требованиям правил безопасности;

з)  необходимо выборочно проверять знание правил безопасности при про­изводстве работ рабочими, управляющими механизмами. Кроме того, необходимо проверять наличие у работников, не имеющих специального образования и зани­мающих инженерно-технические должности, прав ответственного ведения горных работ, а у рабочих — прав на обслуживание механизмов и производство работ (если таковые полагается иметь). При отсутствии необходимых документов или незнании рабочими правил их отстраняют от производства работ в установленном порядке, а лиц, допустивших их к работе, наказывают;

и)  при обследовании участков надо обязательно проверять: состояние противопожарных водоемов и исправность противопожарного водопровода и огне­тушителей, состояние противопожарных складов, наличие вагонеток с противо­пожарными материалами, обеспеченность самоспасателями и т. д., а также соот­ветствие планов ликвидации аварий действительному состоянию в шахте, руднике;

к) по строящимся и реконструируемым шахтам и рудникам необходимо проверить:

  • на нулевой площадке: надежность металлического ограждения и перекрытия нулевой рамы над стволом, перекрытий и уплотнений проемов, предназначенных для пропуска бадей, исправность направляющих рамок, наличие средств пожаро­тушения, таблиц — сигналов для спуско-подъемных операций;
  • в здании подъемной машины: наличие и исправность предохранительной и защитной аппаратуры, тормозной системы, барабанов, крепление канатов, защиту, зажигание на табло лампочек при подходе бадьи к полку и нулевой раме за 15—20 м, автома­тическую подачу сигналов на открывание ляд при приближении бадьи к нуле­вой раме или исправность действия сигнализации, указывающей положе­ние ляд;
  • на проходческих лебедках: состояние тормозных устройств, правильность навивки канатов на барабанах, состояние фундамента и анкерного крепления, смазку шарнирных соединений и уровень масла в редукторе, исправность блоки­ровочных и защитных устройств, исключающих пуск электродвигателя в направ­лении спуска груза при включенном предохранительном тормозе и храповичном останове;
  • у прицепных устройств: конструкцию и способ их подвески в соответствии с проектом, срок службы, качественное присоединение устройств к подъемным канатам;
  • у направляющих канатов: правильность крепления направляющих канатов к натяжной раме или подвесному полку, надежность системы сигнализации и средств оповещения работающих в шахте (стволе) на случай аварии; наличие необходимых зазоров между бадьями, трубопроводами и другим оборудованием в стволе;
  • на подвесном полке: наличие раструбов или решеток на проемах для пропуска бадей, раструбов на проемах для пропуска труб, крышек на проемах для све­тильников, откидных щитов на зазорах между полком и стенками ствола и др.; наличие предохранительного козырька для рабочего полкового, контролиру­ющего пропуск бадей через полок;
  • состояние лебедок и спасательной лестницы.

При проверке ведения буровзрывных работ основное внимание надо обратить на правильность составления и выполнения паспортов буровзрывных работ, знание этих паспортов взрывниками и проходчиками, соблюдение требований правил безопасности и пылеподавления в забоях,пересекающих пласты, опасные по газу и пыли.

При пересечении забоем ствола пластов угля, опасных по внезапным выбро- сам угля и газа, необходимо проверить проект, а также утвержденные мероприя­тия, предусматривающие организацию работ по безопасному вскрытию пласта.