Сущность и содержание системы планово-предупредительных ремонтов (ППР)

Длительная и надежная работа горных машин возможна только при условии систематического и качественного проведения мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту.

Техническое обслуживание производится в течение всего периода эксплуатации машины и предназначено для обеспечения исправности или только работоспособности машины до очередного ремонта.

Целью ремонта наряду с восстановлением технического состояния машины является предупреждение неожиданного отказа в работе. Поскольку ремонт производится заблаговременно, когда степень износа машины не исключает возможность ее работы, он может планироваться. Такой ремонт называется планово-предупредительным: плановым – потому, что поддается планированию и производится в плановом порядке, а предупредительным – потому, что выполнение его предупреждает неожиданный выход оборудования из строя и резкое ухудшение его состояния в результате возникновения прогрессирующего износа механизмов из-за своевременно неустраненных дефектов.

Под системой планово-предупредительных ремонтов (ППР) понимают совокупность организационных и технических мероприятий по уходу, надзору за правильной эксплуатацией и ремонту оборудования, направленных  на предупреждение преждевременного износа узлов и деталей с целью обеспечения работоспособности машин в течение заданного времени при минимальных затратах труда и материальных средств.

В горной промышленности применяется комбинированная система технического обслуживания и ремонта оборудования.

Сущность этой системы заключается в том, что горные машины после определенной наработки подвергаются осмотрам и различным видам ремонтов, периодичность и продолжительность которых определяется ремонтными нормативами с учетом конструктивных особенностей машин и условий их эксплуатации. Перед ремонтом машину осматривают и уточняют объем ремонтных работ. Если при осмотре установлено, что та или иная деталь (узел), которую планировалось заменить при намеченном ремонте, может доработать до очередного планового ремонта, то ее не меняют.

Комбинированная система технического обслуживания и ремонта горного оборудования состоит из межремонтного обслуживания, включающего ежесменное (ТО-1), ежесуточное (ТО-2), еженедельное (ТО-3), и плановых ремонтов, включающих ежемесячное ремонтное обслуживание (РО), текущие ремонты (Т), наладки и ревизии, капитальный ремонт.

Ежесменное ТО-1. Основным лицом, выполняющим работы по ежесменному техническому обслуживанию горного оборудования, является дежурный электрослесарь. Весь объем ежесменных работ, требующих остановки оборудования, выполняется им совместно с эксплуатационным персоналом (машинистами, горнорабочими и др.) в течение 30 мин. в начале смены.

Основным документом для планирования и организации работ на участке является Книга нарядов участка, по которой, кроме выдачи нарядов на ведение горных работ, производится выдача наряда на ежесменное техническое обслуживание оборудования участка, а также указываются сведения об исполнителях работ: фамилии, профессии и табельные номера.

Наряд выдает начальник участка или его заместитель, а принимает – горный мастер. Выданный и принятый объем работ подтверждается подписями указанных лиц в книге нарядов участка.

На основании книги нарядов участка горный мастер дублирует запись о выдаче наряда в одноименных графах наряда-путевки. После этого наряд-путевка подписывается лицом, выдавшим наряд, и горным мастером.

Отчет о выполнении ТО-1 производится горным мастером после окончания смены. Горный мастер отчитывается о невыполненных работах на основании устного отчета лиц, исполняющих наряд, и личного контроля на месте производства работ. Отчет фиксируется в наряд-путевке и Книге нарядов участка.

Ежесменное обслуживание включает в себя проверку: по узкозахватным комбайнам — исправность поста управления, выносной кнопки «Стоп», гидроблока, фары, системы орошения, штепсельного разъединителя, кабельных вводов, блокировок, контрольных и сливных пробок масляных ванн редукторов, резцов и стропов на рабочих органах, звеньев тяговой цепи (поврежденные звенья цепи, резцы и стропы заменяют); скребковым конвейерам — состояние зубьев и затяжки болтов приводных звездочек, крепление съемников цепи и козырька на приводных станциях; отсутствие утечек масла из редукторов, возможность свободного проворачивания гидромуфты и уровень рабочей жидкости в ней; механизированным крепям — отсутствие утечек рабочей жидкости в местах соединения трубопроводов и шлангов гидроразводки по секциям крепи, уплотнениям стоек, домкратов гидрозапорной арматуры; насосным станциям — исправность кнопок «Пуск» и «Стоп», герметичность соединений трубопровода, наличие пломб на предохранительном клапане и автоматах разгрузки, давление в гидросистеме, уровень рабочей жидкости в баке, нагрев и характер работы насосов.

Ежесуточное ТО-2 производят в ремонтную смену бригадой ремонтных электрослесарей под руководством механика участка или его заместителя. Сюда входят все работы, предусмотренные ежесменным обслуживанием, а также проверяют дополнительно по комбайнам – уровень масла и работоспособность режущей части; конвейерам — крепление переходных секций, состояние скребковой цепи и ее стыков, степень износа боковин и днища рештаков (затягивают ослабленные болты, заменяют пришедшие в негодность соединительные звенья и скребки); механизированным крепям — отсутствие секций в лаве, стоек, домкратов, гидрозамков и распределителей; насосным станциям — работу реле давления гидрооборудования крепи и исправность клапана автомата разгрузки.

Еженедельные ТО-3 проводят в выходные дни бригадой ремонтных электрослесарей под руководством механика участка. Сюда включаются все работы ежесуточного обслуживания, а также проверяют дополнительно по:

  • узкозахватным комбайнам — работу выключателя ВРК-20, состояние вентиляционных каналов двигателя, стыковых соединений двигателя с режущей и подающей частями, гидросистем домкратов, крепления погрузочного устройства и уровень масла в механизме подачи;
  • конвейерам- уровень масла, состояние герметичности и крепления домкратов передвижки конвейера, металлоконструкций: щитков, перекрытий, ограждений, оснований (заменяют неисправные стойки, блоки управления и клапаны блоки) ;
  • насосным станциям — крепление блока фильтров и муфт подпиточного насоса, отсутствие утечки жидкости из-под крышки, давление зарядки гидроаккумуляторов и работу автомата разгрузки.

Ежемесячное РО осуществляется в выходные дни и ремонтные смены бригадой ремонтных электрослесарей под руководством механика участка. Сюда входят все работы еженедельного обслуживания, а также проверяют дополнительно по:

  • узкозахватным комбайнам — состояние крепления опорных лыж, шнеков, домкратов, направляющих, наконечников жил кабелей на штырях, цепесъемников, изоляцию обмотки статора  двигателя, камеру вводной коробки, набивают смазочный материал в механизм управления скоростью подачи и включения редуктора режущей части;
  • конвейерам — набивают новым материалом подшипники конической передачи и оси концевой головки;
  • механизированным крепям — исправность козырька и гидропатрона (заменяют неисправные домкраты передвижки крепи, рессоры, перекрытия, пяты опоры стойки, смазывают наружные рабочие поверхности штоков и плунжеров стоек);
  • насосным станциям — затяжку болтов крепления подпиточного и рабочего насосов и их двигателей, производительность насосной станции (заменяют сетчатые и магнитосетчатые фильтры, прокладки, манометры, уплотнения).

Текущий ремонт Т1 проводят не реже одного раза в 3 мес. В выходные дни и ремонтные смены бригадой ремонтных электрослесарей под руководством механика участка, а при необходимости и механиками  шахты по забойному оборудованию. Сюда входят все работы ежемесячного обслуживания, а также дополнительно проверяются в узкозахватных комбайнах редукторы исполнительного органа и подающей части, шнеки, домкраты подъема комбайна, уплотнения.

Текущий ремонт Т2 проводится 1 раз в 6 мес. Осуществляется при этом контроль и ремонт насосных станций: очищают бак и заменяют рабочую жидкость, очищают воздушный фильтр, заменяют предохранительный клапан, автомат разгрузки, раздаточный блок, шестеренный насос, шаровый гидроаккумулятор и рабочий насос.

При любом техническом обслуживании обязательным является проверка предупредительной сигнализации и телефонной связи, надежности закрепления кабелей и их исправности, наличия заземления электрооборудования, а также замена негодных для дальнейшей эксплуатации деталей и узлов (или истечения срока их службы).

Помимо рассмотренных плановых ремонтов, существуют аварийные ремонты, возникающие в результате аварийных повреждений машин, вызванных несвоевременным или некачественным проведением ремонтов, нарушением правил технической эксплуатации. По объему ремонтных работ аварийные ремонты могут носить характер текущих или капитальных ремонтов.