Настилка рельсового пути

Настилка рельсового пути - основные положения

Работы по укладке рельсового пути начинаются с нанесения маркшейдерской оси. В двухпутевых выработках должны разбиваться оси обоих путей в соответствии с установленными размерами междупутья.

На основании нивелировки производится предварительная планировка почвы выработки (поддирка или заделка выбоин породой).

Перед спуском рельсов и шпал в шахту их необходимо осматривать и отбраковывать.

Рельсы, укладываемые на криволинейных участках пути, должны быть заранее изогнуты по шаблону соответствующего радиуса.

Все шахтные рельсовые пути при локомотивной откатке, за исключением путей со сроком службы менее 2 лет и путей в выработках с пучащей почвой, а также на главных наклонных выработках с углом наклона до 10°, укладываются на щебеночном или гравийном балласте из крепких пород.

В качестве балласта следует применять щебень или гальку из твердых каменных пород с размерами зерен от 20 до 40 мм, гравий с размерами зерен 3-20 мм.

В сухих выработках разрешается применение в качестве балласта породы с крепостью не менее 5 (f>5).

Применение в качестве балласта породы от прослойков угольных пластов, щебня из глинистого сланца и т.п НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ.

Шпалы на 2/3 толщины должны быть засыпаны гравием. Поддержание профиля рельсового пути и уровня головок рельсов должно обеспечиваться за счет подбивки балласта под шпалы. Толщина балластного слоя под шпалами принимается согласно Приложениям А и Б настоящего документа. Ширина балластового слоя в откаточной выработке должна равняться ширине выработки за вычетом пространства под водосточной канавкой.

Длина деревянных шпал должна быть:

1200 мм при колее ...................................    -600 мм

1700 мм при колее ...................................     -900 мм.

Расстояние между осями шпал в главных откаточных выработках не должно превышать     -700 мм. На стыках рельсов расстояние между осями шпал должно быть 400 мм. Расстояние от стыка до оси шпал 200 мм.

РАЗРЕШАЕТСЯ в участковых выработках со сроком службы менее 2 лет увеличивать расстояние между шпалами до 1100 м. (СОУ 10.1-00185790-002-2005 Дополнение Б)

Концы шпал должны быть спилены перпендикулярно продольной оси. Допускается скос пропила не более 2 мм по толщине и ширине шпалы.

Деревянные шпалы и стрелочные брусы должны быть ровные, очищены от коры, тонкослойные, не заражены грибком, без значительных трещин.

Поперечные размеры деревянных шпал и стрелочных брусов согласно таблице Б.7 СОУ 10.1-00185790-002-2005

Длина стрелочных брусовв зависимости от места их укладки должна быть:

- от 1200 мм до 3000 мм    при колее  600 мм

- от 1700 мм до 3500 мм    при колее  900 мм.

В наклонных выработках, предназначенных для перевозки людей в пассажирских вагонетках, рельсы должны быть уложены на деревянные шпалы без металлических подкладок.

Железобетонные шпалы необходимо укладывать на балластовый слой без перекосов и оседаний, которые могут вызвать появление трещин, сколов и сломов. Среднюю часть шпал на протяжении 300 мм – 600 мм подбивать балластом не рекомендуется.

Между железобетонными шпалами и металлическими подкладками необходимо укладывать резиновые прокладки толщиной 5 мм- 15 мм.

В сухих выработках и на временных путях РАЗРЕШАЕТСЯ использованиеметаллических шпал.

Стрелочные переводы и съезды должны иметь размеры согласно с технической документацией.

Настилка рельсового пути - описание технологического процесса

Выбор элементов конструкции шахтного рельсового пути необходимо выполнять согласно СОУ 10.1-00185790-002-2005, дополнение Б.

Укладка рельсового пути в прямолинейных выработках  с углом наклона до 10.

Работами по укладке рельсов руководит звеньевой. Контроль правильности укладки пути осуществляет сменный инженерно-технический работник участка.

Рассыпают и разравнивают балласт. Укладка пути начинается с раскладки шпал в соответствии с принятой схемой их укладки.

Шпалы по отношению к оси колеи на прямых участках располагаются по перпендикуляру, на кривых – по нормали. Концы шпал, обращенные к проходу для людей, укладываются по шнуру, протянутому параллельно оси пути на расстоянии, равном половине длины нормальной шпалы. В двухпутевых выработках по шнуру укладываются концы шпал с наружной стороны каждого рельсового пути. Концы шпал, расположенные в междупутье, должны укладываться в шахматном порядке, а не встык.

После раскладки шпал примерно для 3¸4 звеньев производится раскладка рельсов и подкладок. По окончании раскладки производится соединение рельсов.

В главных  откаточных выработках рельсы на шпалы должны укладываться на подкладках и соединяться между собой накладками и болтами.

При четырехдырочных накладках два средних болта должны ставиться гайками внутрь колеи, два крайних - снаружи колеи. При шестидырочных накладках два ближайших болта к стыку рельс ставятся гайками внутрь колеи, следующие – поочередно снаружи  и вовнутрь колеи. Подбивка костылей и подтяжка болтов необходимо выполнять по графику ремонта пути. Превышение головок рельсов одной нитки над другой не должно превышать 4 мм. Рельсовые стыки должны быть расположены в висячем положении с соблюдением стыковых  зазоров не более 5 мм. Расстояние от осей стыковых шпал до стыка рельс должно составлять 200 мм. Стыки обеих ниток рельсового пути должны располагаться один против одного. Смещение стыков не должно превышать 80 мм. Для предупреждения ослабления стыковых соединений под гайки ставятся специальные пружинные шайбы.

Крепление рельсов к шпалам производится после соединения рельсов в нитку. Крепление рельсов к шпалам осуществляется костылями. Первоначально крепится рельсовая нитка со стороны концов шпал, уложенных по шнуру, а затем крепится вторая нитка. Контроль ширины колеи осуществляется путевым шаблоном. Отклонение от нормально установленной ширины рельсовой колеи не должно превышать по расширению 4 мм и по сужению 3 мм, как на прямых, так и на криволинейных участках рельсового пути.

Шпалы, отстающие от подошвы рельса, приподнимаются и прижимаются к подошве рельса ломом с торца для забивки костылей.

Костыли должны забиваться во все отверстия в подкладках.

После прикрепления рельсов к шпалам производится грубая рихтовка пути с целью устранения отклонения оси от заданного положения.

После рихтовки засыпается балласт в пространство между шпалами и производится подъем пути на балласт так, чтобы уровень головок рельсов находился на высоте отметок, установленных маркшейдером.

Подъем пути на балласт вначале ведется на стыках, а затем посредине звеньев одновременно на обеих нитках. При этом одну нитку устанавливают по меткам, а другую проверяют по рейке с уровнем.

После подъема рельсового пути на балласт проверяют его направление. При значительном отклонении направления рельсовый путь рихтуют.

Передвижку рельсового пути ведут через каждые три-четыре шпальных ящика.

После рихтовки производится подбивка балласта под шпалы одновременно с двух противоположных сторон. Вначале подбивается балласт под рельсами и концами шпал, а затем под их серединой. Балласт под серединой шпалы должен быть менее плотным, чем под рельсами.

По окончании подбивки шпал производится засыпка балластом межшпалового пространства на 2/3 высоты шпал и оправка балластного слоя.

В выработках с углом наклона до 10° для предотвращения сдвижения рельсового пути вниз на длине одного рельса концы двух длинных шпал заводят за стойки крепи или укрепляют одной-двумя парами штырей длиной 0,5-0,7м, вставленные в пробуренные в почве шпуры.

Укладка пути в выработках с углом наклона более 10°  шпалы должны укладываться в выдолбленные в почве поперечные канавки такой глубины, чтобы в канавке помещалась шпала на 2/3 толщины. Рельсовый путь должен оборудоваться устройствами, препятствующими сползанию рельсошпальной решетки вниз. На уклонах и бремсбергах применяют противоугоны клиновые или пружинные. На звене длиной 8 м необходимо устанавливать три-четыре пары клиновых или десять пар пружинных противоугонов.

До раскладки шпал на распланированной почве выработки производится разбивка длины рельсовых звеньев,  намечаются точные положения осей шпал.

На почве выработки выдалбливаются поперечные канавки (лунки) на 2/3 толщины шпалы. Канавки засыпаются балластовым слоем 5 см, а затем в них укладывают шпалы. Канавки для шпал должны быть продлены до водоотливной канавки с углом 0,02. После укладки  свободные промежутки засыпаются балластом.

Прикрепление шпал к рельсам производится в соответствии с требованиями пунктов раздела «Укладка рельсового пути в прямолинейных выработках».

В выработках с углом наклона более 30°  шпалы присоединяют к элементам крепи или концы их заводят в лунки, устроенные в боках выработки. При наличии в выработке конвейера или невозможности прикрепить каждую шпалу к элементу крепи можно завести под р/путь прогоны из спецпрофиля. Прогоны прикрепить к элементам крепи спецскобами, На звене длиной 8 м устанавливать три-четыре прогона.

Укладка пути на закругленных участках

Радиусы закруглений рельсовых путей и переводных кривых в новых выработках должны быть не менее:

  • Для колеи 600 мм – 12 м;
  • Для колеи 900 мм – 20 м.

На сопряжении выработок, не предназначенных для локомотивной откатки, ДОПУСКАЕТСЯ закругление пути радиусом не менее четырехкратной наибольшей жесткой базы подвижного состава.

В действующих выработках РАЗРЕШАЕТСЯ эксплуатация рельсовых путей с закруглением радиусом не менее 8 м – для колеи 600 мм,  не менее 12 м – для колеи 900 мм.

Порядок выполнения работ остается таким же, как и при укладке пути на прямом участке пути.

При укладке рельсов  на  криволинейном  участке  необходимо  предусматривать:

  • а) уширение колеи;
  • б) превышение рельсов;
  • в) плавный переход с прямого участка на кривой в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
  • г) укладку контррельсов.

Эти параметры должны определяться в каждом конкретном случае в соответствии с требованиями СОУ 10.1-00185790-002-2005  дополнение Б.

Рельсовые пути на криволинейных участках могут укладываться без возвышения одного рельса над другим при установке контррельсов на внутренней и внешней нитках.

При настилке колеи на криволинейном участке с уширением необходимо передвигать внутренний рельс к  центру кривой на величину требуемого уширения, а наружная рельсовая нитка должна оставляться на своем месте.

Переход от уширения колеи на кривом участке к нормальной ширине колеи на прямой (отвод уширения) должен быть плавным. Для этого ширину колеи на кривой со стороны внутреннего рельса надо постепенно уменьшать на 3 мм на каждый метр пути. При недостатке места для отвода уширения допускается увеличение крутизны отвода до 10 мм на каждый метр пути.

Шпалы на кривых участках путидолжны укладываться по направлению радиуса кривой.

Стыки рельсов на внутренней и наружной нитках должны располагаться друг против друга. Рельсы внутренней нитки пути должны укорачиваться.

На криволинейных участках пути на главных откаточных выработках и на закруглениях с углом поворота трассы на 90° и более между обеими рельсовыми нитками должны устанавливаться металлические стяжки. Расстояние между стяжками должно быть не более 3 м.

Рихтовка пути на закруглениях должна производиться по наружному рельсу. При этом кривая рельсового пути должна быть плавной (без резких поворотов).

После подъема на балласт и рихтовки пути проверяется ширина колеи по шаблону.

При укладке рельсового пути в наклонных выработках, предназначенных для эксплуатации пассажирских вагонеток, способ скрепления и настилки рельсовых путей должен соответствовать типу парашютных устройств и ходовой части применяемых вагонеток.

При канатной откатке в наклонных выработках на заездах (закруглениях) для предупреждения схода вагонеток с рельс укладываются контррельсы: с внутренней стороны до внешних путевых рельс, с внешней стороны к внутренним путевым рельсам и с превышением над путевыми на 40 мм. Соединение контррельсов с путевыми рельсами необходимо выполнять болтами при помощи вкладышей между ними.

Укладка стрелочного перевода

Укладка стрелочного перевода ведется под руководством сменного инженерно-технического работника участка.

Место укладки перевода определяется согласно маркшейдерским домерам.

В соответствии с эпюрой стрелочного перевода раскладываются переводные брусья.

По размеченным точкам укладывают крестовину, подкладки, остряки и переводные рельсы. Соединяют элементы стрелочного перевода и пришивают их к брусьям. Производят рихтовку и проверяют шаблоном правильность ширины колеи (у стыка рамного рельса, у острия пера, в середине переводной кривой и у крестовины). Прибивают контррельсы, устанавливают противоугоны (при необходимости), переводной механих и выполняют электрические соединения и изолирующие стыки. По окончании укладки перевода все его трущиеся части должны быть смазаны. После окончания работ пропускают не менее десяти поездов со скоростью не более 5 км/ч,  затем осуществляют контрольную проверку и подтяжку болтовых соединений и сдают перевод в эксплуатацию.

Стрелочный перевод должен быть уложен горизонтально в поперечном направлении.

Настилка стрелочных переводов на наклонной части выполняется аналогично.

Тип рельсов стрелочных переводов должны быть аналогичными рельсам колеи.

Временные рельсовые пути служат для работы с них колесно-рельсовых бурильных установок и погрузочных машин. Настилают временные пути вслед за подвиганием забоя звеньями в виде отрезков рельсов длиной 1-3 м, приваренных к металлическим шпалам из швеллера или спецпрофиля. При настилке временного пути работы по балластировке и выравниванию пути не производят. По мере подвигания забоя временный путь заменяют постоянным.

Для выполнения работ по настилке, ремонту и поддержанию рельсового пути  необходимо использовать такой комплект ручного инструмента:

  • молоток костыльный – для забивания костылей в шпалы;
  • лом лапчастый – для выдергивания костылей;
  • домкрат – для подъема пути;
  • ключ гаечный путевой 32*36 с удлиненной ручкой;
  • клещи шпальные – для вытягивания шпал при их замене;
  • лом обыкновенный – для передвижки рельсов, разрыхления балласта и рихтовки пути;
  • кувалда  и зубило – для выполнения слесарных работ;
  • кирка-мотыга -  для разрыхления слежалого балласта.

Методы  контроля при настилке рельсового пути

  • отвесами и рулеткой – расположение пути в выработке;
  • ватерпасом и высотной съемкой (нивелирование) – превышение одного рельсового пути над другим, продольный уклон рельсового пути;
  • визуально — засыпка балластом пространства между шпалами, подбивка балласта.

Пути, путевые хозяйства, канавы водоотводов, стрелочные переводы, путевые сигналы и знаки, зазоры и проходы на горизонтальных и наклонных откаточных выработках должны проверяться с записью результатов в специальную книгу осмотра:

  • начальником участка шахтного транспорта или его заместителем (механиком) - не реже 1 раза в месяц;
  • горным мастером или специально назначенным приказом директора шахты лицом – не менее 2 раза в месяц. При этом должны измеряться ширина рельсового пути и превышения одного рельса над другим.

Настилка рельсового пути - требования   безопасности

  • Расширение пути во время укладки  допускается не более чем на 4 мм и сужение её не более чем на 2 мм в сравнении с номинальной шириной рельсового пути.
  • Расширение рельсового пути в процессе эксплуатации не должно превышать 15 мм на прямолинейных участках  и 10 мм – криволинейных, превышение одного рельса над другим на прямолинейном участке пути – не более 4 мм.
  • На всем протяжении рельсового пути, независимо от их криволинейности, угол между концами рельс на стыке относительно прямой линии не должен превышать 3° (не более 50 мм на длине рельса 8 м).
  • Верх головок обеих рельсовых ниток в прямолинейных участках пути  при настилке должен быть на одном уровне. ДОПУСКАЕТСЯ относительное превышение рельсовых ниток во время эксплуатации не более чем 4 мм.
  • Рельсовые колеи и водосточные канавки должны очищаться от мусора.

РАЗРЕШАЕТСЯ эксплуатация рельсовых путей в случае:

  • Износ головки рельса по вертикали не более 12 мм для рельсов типа Р-24, 16 мм – для рельсов типа Р-33 и 20 мм – для рельсов типа Р-38, а также когда реборда колеса не касается головок болтов, при отсутствии продольных и поперечных трещин в рельсах, выкрашивании головки рельсов, откалывании части подошвы рельса и других дефектах, которые могут вызывать сход подвижного состава с рельсов;
  • Отклонение рельсов от оси пути на стыках (изломах)  не более чем на 50 мм по длине рельса менее 8 м.

Безопасность движения поездов обеспечивается при отсутствии  таких дефектов и повреждений рельсов:

  • обозначенных в НПАОП 10.0-1.01-10 Глава VII раздел 3;
  • замятых концов рельсов на стыках на глубину более 10 мм;
  • волноподобному износу с глубиной впадин более 6 мм;
  • местном износе подошвы рельсов от костылей на глубину более 7 мм;
  • кавернах (сколах) глубиной более 10 мм;
  • отслоения подошвы или головки рельса, независимо от длины трещины;
  • продольных расслоениях головки, подошвы и шейки рельса.

Поврежденные и дефектные рельсы должны быть заменены.

Железобетонные шпалы считаются непригодными  к работе, если имеют такие дефекты:

  • продольные или поперечные  трещины, проходящие через втулки или отверстия для болтов;
  • поперечные трещины шириной более 5 мм;
  • сколы в зоне дюбелей или закладных болтов;
  • разрушение бетона в подрельсовой части.
  • Механические и ручные приводы стрелочных переводов откаточных путей должны устанавливаться со стороны людского прохода так, чтобы обеспечивалось свободное расстояние не менее чем 0,7 м от наиболее выступающей части привода до кромки подвижного состава. Расстояние от привода до крепи должно обеспечивать удобство монтажа, осмотра и ремонта. При недостающей ширине выработки приводы стрелочных переводов должны устанавливаться в нишах.
  • Стрелочные переводы в околоствольных дворах, на пересечении главных откаточных выработок (между собой и с участковыми) при интенсивной откатке (свыше одного состава в час) должны иметь дистанционное управление из кабины движущегося электровоза. На заездах наклонных откаточных выработок стрелочные переводы должны иметь дистанционное управление из пультов. В выработках, которые используются периодически, а также на заездах в гаражи, ЦПП, водоотводные камеры, склады ВМ и т.п. могут устанавливаться стрелочные переводы с ручным приводом.
  • Все элементы шахтного рельсового пути: балластовый слой, рельсы, шпалы, стрелочные брусы, соединения и промежуточные крепления, стрелочные переводы и съезды должны соответствовать подвижному составу для колеи 900 мм или 600 мм.

Эксплуатации стрелочного перевода РАЗРЕШАЕТСЯ в случае:

  • Отсутствия сбитых, деформированных и выгнутых в продольных и поперечных направлениях остряков (пера);
  • Отсутствия разъединенных стрелочных тяг;
  • Замыкания стрелок с зазором не более 4 мм между прижатым остряком и рамным рельсом;
  • Наличия фиксации положения стрелочных переводов с помощью фиксаторов;
  • Закрытых канавок для тяг приводов стрелочных переводов.

Для обеспечения надежной работы стрелочных переводов и съездов необходимо систематически:

  • очищать от загрязнения элементы переводов и съездов, устранять запрессовывание и попадание угла, породы и других материалов в зону движущихся элементов и желоба;
  • закреплять и смазывать болты, забивать костыли;
  • подбивать перекладные брусья;
  • ремонтировать или заменять изношенные детали.
  • В выработках, оборудованных напочвенными дорогами и лебедками, для предотвращения износа каната и разрушения шпал устанавливаются поддерживающие и направляющие ролики. Шаг установки роликов по почве – 15 м.

Настилка рельсового пути - требования   безопасности при  ремонте рельсового пути.

В выработках с электровозной откаткой предупредительные сигналы размещаются на расстоянии 80 м в обе стороны от места производства работ.

При ведении работ в наклонной выработке  работающие в ней люди должны быть защищены от падения сверху вагонеток не менее чем двумя барьерами: один оборудуют в устье выработки, другой не выше 20 м от места работы.

В случае ведения работ на откаточных штреках, место ведения работ указывается в путевках машинистов и в общешахтной книге нарядов. В двухпутевой выработке движение по свободному рельсовому пути ведется с минимально возможной скоростью и с постоянной подачей сигнала при разрешении ответственного исполнителя работ.

Снятие и подъем секций рельсового пути,  их переноску разрешается производить только с применением специальных клещей и инструмента, предназначенного для этих целей.

При подрывке выработки отбойными молотками работу следует начинать при частично открытом воздушном кране и незначительном нажатии на отбойный молоток.

Замену отдельных шпал следует производить исправными специальными клещами. ЗАПРЕЩАЕТСЯ вытаскивать и заводить шпалы топором, кайлом, лопатой и т.д.

Подсыпка и подбивка шпал должна производиться в закрепленном состоянии специальными лопатами и ломиками (подбивками).

Рихтовку пути следует производить ломами. Лом под подошву рельсов необходимо заводить под углом не менее 45° и на глубину 15-20 см.

Рукоятки инструментов должны изготавливаться из крепких пород древесины, иметь гладкую поверхность и надежно закреплены. Свинчивание и затяжка гаек должна производиться исправным ключом.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

закладывать прокладки между губками ключа и гайкой, ударять по ключу, увеличивать его длину наращиванием трубой, другим ключом и т.д.

Проверку совпадения отверстий в накладках и рельсах следует производить болтом или бородком, но ни в каком случае пальцами руки.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

ставить ногу между рамным рельсом и остряком стрелочного перевода, а также производить какую-либо работу без предварительного закрепления или отшивки остряка.

При работе с прессом ЗАПРЕЩАЕТСЯ подкладывать под головку винта для выгиба и выправки рельсов посторонние предметы.

Выправка костылей должна производиться с помощью специальных приспособлений. ЗАПРЕЩАЕТСЯ выправлять костыли на головке или подошве рельс.

Переноска по откаточным выработкам шпал, рельсов, брусьев, громоздких инструментов и приспособлений разрешается только при остановленном движении транспорта по этим выработкам.

Для механизации различных операций путевых работ в шахте необходимо применять специальные механизмы и приспособления заводского изготовления, согласно документации разработчиков.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • Производить работы  по укладке рельсового пути в выработке с нарушенной крепью.
  • Приступать к работам до ограждения предупредительными сигналами места производства работ;
  • Снимать предупредительные сигналы до полного окончания работ.

Рельсовый путь подлежит ремонту в случае:

  • Образования вертикального схождения на стыке между рельсами одна относительно другой высотой больше чем 5 мм;
  • величина зазора между рельсами на стыке более чем 8 мм;
  • расширение колеи на величину более чем 15 мм;
  • сужение колеи на величину более 2 мм;
  • износа элементов рельсовой колеи больше допустимой нормы согласно дополнениюБ  СОУ 10.1-00185790-002-2005

 

Приложение «А»

верхнее строение пути с деревянными шпалами (600мм)

Рис. 1. Верхнее строение пути с деревянными шпалами (600мм)

верхнее строение пути с деревянными шпалами (900мм)

Рис. 2. Верхнее строение пути с деревянными шпалами (900мм)

 

Приложение «Б»

строение пути с деревянными шпалами в наклонных выработках (900мм)

Рис. 3. Верхнее строение пути с деревянными шпалами в наклонных выработках (900мм)

Рис. 4. Верхнее строение пути с деревянными шпалами в наклонных выработках (600мм)

Приложение «В»

крепление контррельса

Рис. 6.                                    

Стык рельсов

Рис.7.                                              Рис.8.

 

Рис. 5. Крепление контррельса

Рис. 6. Противоугонное крепление

Рис. 7. Стык рельсов

Рис. 8. Металлическая стяжка 


 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 

Рейтинг@Mail.ru